Контакты:

614000, г. Пермь, ул. Осинская, 8  
ksp.perm@mail.ru

Председатель:
  тел.: (342) 215-13-02

Заместитель председателя, аудиторы:
  тел.: (342) 215-13-02

  факс: (342) 207-48-73



вт ср чт пт сб вс пн вт ср чт пт сб вс пн вт ср чт пт сб вс пн вт ср чт пт сб вс пн вт ср чт
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

Публикации

26.01.2013

«Здрасьте, я ревизор»

Пермский обозреватель №4 (605) 26 января 2013 года | откровенный разговор
Татьяна СОКОЛОВА


«В политику я больше не вернусь… Мне очень интересна моя новая работа»

Гостем редакции на минувшей неделе стала председатель Контрольно-счетной палаты (КСП) Перми Мария Батуева.

справка "ПО"

Мария Федоровна Батуева окончила Пермский механический техникум (1978), физический (1986) и юридический (1997) факультеты Пермского государственного университета.

В 2005 г. защитила диссертацию кандидата политических наук. В ОАО «Минеральные удобрения» работала с 1986 г. Прошла путь от слесаря контрольно-измерительных приборов до заместителя гендиректора.

В 1990-1993 гг. избиралась депутатом Пермского городского Совета народных депутатов. В 1996-2012 гг. – депутат Пермской городской думы. В последнем созыве возглавляла комитет по местному самоуправлению.

В июле 2012 г. утверждена в должности председателя Контрольно-счетной палаты Перми.

Член регионального политсовета Всероссийской политической партии «Единая Россия» Пермского края. За большие заслуги удостоена многих наград и званий.

Мария Батуева почти убедила нас голосовать за нее, если бы она, конечно, планировала идти на выборы. Риторика, манера общения, поза, взгляд – все выдает в ней депутата. Она и сама признается, что «крайне политизирована» – «16 лет депутатской деятельности накладывают отпечаток», – поясняет, улыбаясь.

«Надо, конечно, от этого отходить, должность иная, связанная с финансами. Пусть политикой занимаются мэр, депутаты», – рассуждает вслух.

– Почему вы, будучи депутатом Пермской гордумы, голосовали за отмену прямых выборов мэра?

– На тот момент это было решение правильное – экономия денежных средств.

Это мы, конечно, уже слышали, это такая, ставшая «официальной», версия.

– А вы сами как избиратель – «за» прямые выборы?

– Исходя из своей гражданской позиции, я за прямые выборы. Ведь если народ говорит, что надо, что это им нужно, считаю, что эти требования должны быть удовлетворены.

Проблем много, показателей – 75

Заходит речь о проблемах города – куда без них!

– А вас, Мария Федоровна, как жителя Перми что волнует больше: ЖКХ, благоустройство, дороги?

– Депутат гордумы наиболее близок населению, я свою работу строила, прежде всего, по наказам людей, а просят порой немного: чтобы детская площадка была, спортивная площадка, чтобы светло было, чтобы дети были пристроены, чтобы для ветеранов был социальный центр... Внутриквартальная территория – тоже напрягает и волнует людей. Чтобы человек из дому вышел и не споткнулся бы, ногу бы не сломал. Безопасность – это очень важно, оздоровление тоже…

…Не выходит душевно-личного разговора. Да, избирателям всегда приятно слышать, что депутат в курсе их проблем, а у нас нет сферы, в которой не было бы проблем, перечислять их можно долго…

Попробуем о нынешней профессиональной деятельности поговорить.

– Не последняя причина в бедах города – неэффективное расходование бюджетных средств. Деньги тратят, а результата нет. И уже несколько лет говорят о необходимости бюджета, ориентированного на результат (БОР). Так что ж его все не появляется?

– Да, мы ведем речь о БОР. Первый шаг уже сделан – принято решение Пермской городской думы о 75 показателях эффективности деятельности администрации.

По этим показателям будет оцениваться работа мэрии. Среди них жизненно важные: количество дорог и дворовых проездов, соответствующих нормативам, количество оздоровленных детей 7-18 лет, количество вовлеченных в занятия физкультурой и спортом, количество спиленных и посаженных деревьев.

Приписок, по словам Марии Батуевой, они не опасаются: «Они же (представители мэрии – прим. ред.) должны подтвердить свои показатели документами. Если будет фальсификация, думаю, найдем ее».

Проверка упущенных возможностей

Среди 75 показателей, по которым будет оцениваться деятельность городских чиновников, есть один, предложенный Контрольно-счетной палатой («Отчасти, да, это моя заслуга», – призналась председатель КСП), – уменьшение неналоговой задолженности в бюджет (долги по аренде за земельные участки, по аренде муниципального имущества). «ПО» уже не раз писал об этой проблеме – департамент земельных отношений не взимал вовремя арендные платежи, обращался в суд, уже пропустив сроки исковой давности. Бюджет недополучал доходы.

То ли в администрации нет специалистов, отвечающих за эти поступления, то ли имеют место какие-то договоренности с арендаторами. Причины Марии Батуевой неизвестны («я ж не правоохранительные органы»), но в план работы городской КСП проверка по этому направлению уже включена:

– Мы составили на будущий год план мероприятий КСП. 16 знаковых мероприятий, одно из них – проверка списания в 2011-2012 годах безнадежной к взысканию задолженности в бюджет Перми. Мы хотим посмотреть, все ли шаги предприняла администрация по наполнению бюджета, насколько вовремя, всё ли она сделала, что возможно, чтобы эти задолженности не оказались списанными, безнадежными в плане возврата. Такая проверка будет.

– Проверка – это отлично. Но за упущенные возможности, как и за неэффективное расходование средств, наказания подчас никакого не следует.

– Считаю, что должно быть как минимум дисциплинарное взыскание. Кстати, после наших проверок кого-то с работы снимают, дисциплинарные взыскания делают, увольняют. Конечно, не должно быть такого, что денег не платят за аренду муниципального имущества или земли.

Многое зависит от грамотных управленческих решений. Если бы к городскому бюджету относились, как бизнесмены к своим бюджетам, было бы гораздо эффективнее.

Про дебет с кредитом – учить в школе

– Две трети доходов в городской бюджет составляют налоги, тот же транспортный налог, например, – продолжает Мария Батуева. – И я, познакомившись с руководителем налоговой инспекции, предложила предоставить автомобилистам (при постановке или снятии с учета транспортного средства) возможность узнать о задолженности. В итоге появились в ГИБДД стойки, за которыми красивые девушки в форме помогают выяснить, какова задолженность, и оплатить ее. Можно еще какие-то мобильные пункты по оплате налогов установить в торговых центрах…

А чтобы обеспечить поступления земельного налога, нужно инвентаризацию провести: где, какие земли, как используются, кем, почему не используются.

Кто и когда будет эту инвентаризацию проводить, насколько будут открыты ее итоги, пока непонятно, – в гордуме создана рабочая группа по работе с наполнением доходной части бюджета. Председатель КСП вошла в нее.

«Мы свои предложения дали в количестве 18, в том числе и воспитательного, просветительского характера, – рассказывает Мария Батуева. – Мы за открытый бюджет. Я считаю, чем больше людей знает, что это такое, тем лучше. Надо воспитывать экономическую культуру населения, начинать можно со школьной скамьи. Я встречалась с представителями управления образования, мы обсудили, как возможно рассказывать про бюджет школьникам, студентам».

Вопросы адекватности

Вот сейчас бюджет относительно открытый, а что это дает? Мы видим – тратят депутаты Пермской гордумы 25 млн руб. на освещение своей деятельности в СМИ, тратят департаменты деньги на аренду дорогих иномарок, неадекватно много расходуют даже на охрану пешеходной ул. Пермской… И что? Увидели мы, покачали головами, поругались, даже на митинг с протестом пришли. Но ведь не поменялось ничего!

КСП оценивать адекватность бюджетных расходов может, но остановить такие траты, преду-предить их – нет («не наша компетенция»).

– Значит, налогоплательщикам, не согласным с таким расходованием средств, ничего предпринять нельзя?

В ответ Мария Батуева немного морщится, мол, попсовый во-прос, да и риторический, но пытается ответить (все ж политик со стажем):

в тему

Ледяные претензии

Как сообщила «ПО» председатель КСП Перми Мария Батуева, внеплановая проверка расходования бюджетных средств на проектирование и строительство ледового городка «Ледяная Голландия» на эспланаде подходит к концу. Сроки проверки были крайне сжатые.

«Аудиторы смотрели, как проводился сам муниципальный конкурс, всё ли в реальности соответствует техническому заданию (например, количество построенных фигур), как и по каким ценам все было закуплено и сделано», – рассказала председатель КСП.

Претензии, по данным КСП, есть, но озвучивать их пока преждевременно, идет процесс согласования документов, в том числе акта разногласия (представителей КСП и проверенных ведомств, подрядчиков).


Вернуться к списку публикаций